Единая система управления талантами ГГНТУ им. акад. М.Д. Миллионщиоква
Проект академический кадровый резерв ГГНТУ проводится в рамках стратегического развития университета "Приоритет-2030".
Университет формирует комплексную многоуровневую систему, позволяющую талантливым школьникам, студентам, преподавателям, исследователям и иным сотрудникам реализовывать свои способности. Целью функционирования системы является привлечение талантливой молодёжи для продолжения обучения в ГГНТУ, её профессиональное самоопределение, ориентированное на внутренние кадровые потребности ГГНТУ и потребности регионального , национального и международного рынков.
Первый уровень управления талантами включает реализацию системного подхода по выявлению и поддержке одарённых детей:
- посредством проведения комплекса мероприятий с обучающимися подшефных образовательных организаций среднего и средне-профессионального образования и творческих центров, как на площадках ГГНТУ, так и на площадках подшефных организаций;
-организацией олимпиадного движения, интеллектуальных конкурсов для абитуриентов-высокобалльников с призовыми фондами, иных конкурсных и профориетационных мероприятий (включая авторские проекты);
Второй уровень управления талантами включает организацию работы с талантливыми студентами. Система выявления (отбора) талантливых студентов предусматривает проведение собеседования экспертной группой и анализ портфолио (результаты ЕГЭ или внутренних вступительных испытаний, призовые места в олимпиадах, иных конкурсах и др.). Талантливым студентм предоставляется возможность обучения в рамках новых образовательных моделей: «Группа повышенной академической нагрузки», «Две квалификации», «Дуальное обучение» и «Индивидуальная образовательная траектория». В вузовской подготовке, прежде всего в учебной и научно-исследовательской областях, органично сочетаются традиционные и инновационные формы: студенческие научные общества, научные кружки, творческие студии, конкурсы студенческих работ, научно-практические конференции, участие в выполнении проектов при поддержке грантов, студенческие конструкторские бюро и другие. Студентам, демонстрирующих успехи в образовательной, научно-исследовательской и проектной деятельности назначаются повышенные академические и именные стипендии, Стипендии Президента РФ и Правительства РФ, реализуются иные формы материального поощрения.
Третий уровень управления талантами (схема) состоит из комплекса мероприятий в рамках программ «Талантливый преподаватель» и «Талантливый исследователь» (далее- Программа), проводимых с целью формирования у талантливых педагогов и исследователей наиболее востребованных настоящим и будущим рынками.
Каждая Программа состоят из двух этапов – «Конкурсный отбор» и «Развитие». В конкурсном отборе имеют право участвовать и выпускники программ бакалавриата, студенты магистратуры и аспиранты ГГНТУ.
На этапе отбора возможно использование различных тестов (например, тесты: Амтхауэра - на нестандартное мышление, Стефансона - на самооценку, Гилфорда -на умение распознавать чувства других людей и др.
В рамках Программ на этапе «Развитие» (в Школе академического развития) формируются («прокачиваются») наиболее востребованные настоящим и будущим рынками профессиональные, личностные и надличностные компетенции (далее-ключевые компетенции), развивается мотивация к академическому совершенствованию, путем реализации комплекса образовательных и научных мероприятий (лекции, мастер-классы, тренинги, аналитические сессии (стратегические, командные), проводимых на площадках ГГНТУ, спортивно-туристического комплекса «Кезеной - Ам», горнолыжного курорта «Ведучи» и оздоровительно-спортивного комплекса «Агой» и иных площадках. В реализации Программ участвуют известные ученые, лидеры индустрий, лучшие специалисты производственных компаний и др. Участником Программы становится кандидат, успешно прошедший конкурсный отбор по результатам Кейс-чемпионата. Кроме того, участниками программы «Талантливый преподаватель» могут стать победители (призеры) конкурса «Преподаватель года - 2024», проводимого в рамках проекта «Theachers - 2030».
В качестве выпускных работ участники Программ представляют один из нижеследующих контентов: электронный учебно-методический комплекс, авторская программа ДПО, интерактивная видеолекция (в составе команды) (участники программы «Талантливый преподаватель»); статья в высокорейтинговом журнале (Q1,2) (в составе команды), инициирование нового научного проекта - подача заявки на грант (в составе группы) (участники программы «Талантливый исследователь»).
К ключевым компетенциям, формируемы в рамках Программ, относятся:
1. мотивированность к саморазвитию: внутренняя потребность развиваться, расти и достигать новых высот в своей жизни;
2. системное и критическое мышление: умение видеть взаимосвязи между явлениями, объектами, действиями; склонность к анализу и оценке ситуации, умение делать выводы, исходя из полученной информации;
3. креативность: способность находить нестандартные подходы для решения задач;
4. коммуникация: способность контактировать и выстраивать продуктивные связи с другими (умение работать в команде), высказывать и обосновывать собственные мысли, находить ответы;
5. навыки академического письма
6. управление эмоциями: умение понимать свои эмоции и управлять ими;
7. умение использовать игротехнические методы в обучении, внедрять проектные методы и другие лучшие мировые педагогические практики в образовательный процесс (для участников программы «Талантливый преподаватель»);
8. умение разрабатывать и реализовывать проекты дистанционного образования с системным дистанционным тестированием (для участников программы «Талантливый преподаватель»);
9. форсайт: владение методами экспертной оценки стратегических направлений развития, выявления технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику и общество (для участников программы «Талантливый исследователь»)
10. управление научными знаниями, навыки академического письма -умение публиковать и представлять свои научные работы на на национальном и международном уровне. (для участников программы «Талантливый исследователь»).
Система развития мотивации у участников Программ к профессионально-личностному совершенствованию включает в себя и систему мер материально-моральной поддержки; разработка индивидуальных эффективных контрактов; снижение аудиторной нагрузки; возможность участия в грантах от индустриальных партнеров; организация рабочего места –образ «работы мечты»; онбординг; менторство и коучинг и др.
Победители Программ включаются в кадровый резерв Университета.
Четвёртый уровень управления талантами включает действующую в университете систему работы с одарёнными детьми и молодёжью – наставничество. Опытные представители профессорско-преподавательского состава и высококвалифицированные работники профильных индустрий становятся наставниками талантливых студентов, молодых преподавателей и исследователей, включая участников программ «Талантливый преподаватель» и «Талантливый исследователь».
На позициях наставников могут работать и студенты: лучшие студенты групп повышенной академической нагрузки назначаются наставниками для студентов соответствующих профильных академических групп; лучшие студенты университета назначаются наставниками обучающихся в подшефных образовательных организациях.
Таким образом, в ГГНТУ формируется уникальная многоуровневая система управления талантами.