Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова

НАСТАВНИК – МОЙ КОМПАС ЗЕМНОЙ

17 Июля 2019, 13:21, Достижения

Часто в историях успеха забывают о самом главном, на мой взгляд, компоненте - о наставнике. Но рассказ моего нынешнего собеседника определенно является исключением. О том, кто и как повлиял на выбор пути в определенные моменты жизни с читателями «МС» поделился Саламбек Алиев, директор Института строительства, архитектуры и дизайна ГГНТУ им. академика М.Д. Миллионщикова.

– Для начала расскажите, пожалуйста, кем вы мечтали стать в детстве?

– В школе, под впечатлением от книги «Отцы и дети», хотел стать хирургом. Мне нравилось, как главный герой проводил опыты. Первоначально хотел стать медиком, но такой вариант родителями не рассматривался. Отец, дядя – все строители, поэтому и я пошел на строительный факультет в Грозненский нефтяной. Потихоньку мне эта профессия начала нравиться, я стал разбираться в организации процессов строительства, в производстве строительных материалов. Мне нравилось делать курсовые, чертить на миллиметровке.

– Тот случай, когда выбор родителей был верен?

– Да. Оказалось, что у меня есть некоторые задатки и для черчения, и что эта профессия в целом мне подходит. В конце концов это привело к тому, что во время выполнения курсовых, защиты дипломной меня заметил Сайд-Альви Юсупович Муртазаев и, условно говоря, взял меня под шефство. В 2006 году при его содействии я стал лаборантом, заведовал лабораторией систем автоматизации проектных работ. На тот момент это была одна из самых современных лабораторий, оснащенная компьютерами. До того времени мы все чертили вручную на миллиметровке, потом с однокурсниками по ночам «фонарили»...

– «Фонарили»?

– Да. Чтобы не ошибиться, чертеж делается на миллиметровке, а потом его надо перевести на ватман, чтобы сдать курсовую. То есть мы укладывали миллиметровку на стеклянный стол, поверх нее – ватман, а снизу все это подсвечивали электрической лампой. В общем, во время сессий мы очень часто «фонарили», поэтому у нас были красные глаза, помимо тубусов.

– Тогда ведь в городе было много блокпостов, вас, наверное, часто останавливали с этими тубусами?

– Обязательно! Строительный факультет находился здесь (прим. ред: на бывшем проспекте Революции), а чтобы сдать курсовую надо было пойти в старый главный корпус, это тогда была улица Клары Цеткин. Дорога была целой полосой препятствий, прыгали по камням, чтобы не попасть в лужи. Таких условий, как сейчас, не было. Мы тогда думали, что в течение 50–100 лет будет город восстанавливаться. И вот где сейчас у мечети стоит ГАИ - был блокпост. Уже за сто метров на нас направляли дула, мы шли с тубусами, подняв руки, подходили к посту, нас там каждый раз проверяли, хотя и знали уже всех в лицо.

– Нынешним студентам после историй успеха, которые у всех на слуху, наверняка кажется, что все дается легко...

– Абсолютно нет. Вот я ходил на учебу в двух куртках. Знаете, почему? В здании было холодно, вместо стекол – полиэтилен. И одну куртку мы оставляли на себе, а вторую стелили на стулья, чтоб сидеть было не так холодно. Вот так и учились. Ну а когда в 2006 году появилась та лаборатория, мы с двумя другими моими однокурсниками стали учиться работать на компьютерах. Тогда не было, как сейчас, видеоуроков из Интернета, у нас была одна толстенная книжка с инструкцией, которую мы, конечно же, не очень хотели читать. Начали осваивать методом «тыка».

Это была достаточно современная программа на тот момент – Автокад 6, для сравнения, сейчас наши студенты пользуются 20-й версией, лицензионной. А у нас тогда была пиратская, где-то мы ее достали, не помню уже. И, в общем, учились методом «тыка»: что-то не то нажимали, приглашали специалиста из проектного института, он нам показывал, как надо.

В этой программе очень много инструментов. И, например, штриховку мы делали с помощью линии. То есть мы использовали программу как линейку и карандаш. А оказалось, что там можно было делать штриховку автоматически. Как бы то ни было, мы научились работать на компьютере, стали учить однокурсников, были специалистами местного масштаба – в вузе тогда еще никто не пользовался такими программами, мы были первые ласточки.

Но тогда я даже не представлял, что останусь  и стану преподавать, я намерен был пойти в проектный институт, и на самом деле так и получилось. Во время преддипломной практики меня и одного сокурсника направили туда, где мы и выполняли дипломную работу. Но параллельно, по настоянию заведующего Сайд-Альви Юсуповича, устроился ассистентом на кафедру.

– То есть опять старшие наставники сыграли главную роль в выборе дальнейшего пути?

– Да, это так. Мой руководитель был мне и наставником, и примером, и всем вообще. Если он мне скажет прыгнуть с обрыва – я так и сделаю, потому что внизу меня наверняка ждет благо. По его же наставлению я поступил в аспирантуру, защитился.

Еще раз хочу подчеркнуть, без наставника очень трудно чего-либо добиться. В образовании, в науке. Обязательно нужен наставник, своего рода путеводная звезда. Именно этим человеком для меня стал Сайд-Альви Юсупович Муртазаев. Моя роль заключалась в том, чтобы выполнять поставленные передо мной задачи. В конце концов это и привело меня к нынешнему результату.

В 2011 году я защитился, в 2013 – из ассистентов перешел в преподаватели, стал доцентом, и меня пригласили в Управление по научно-инновационной деятельности – Магомед Шовалович Минцаев, наш нынешний ректор. Он тогда был проректором по научно-инновационной деятельности, а меня назначил на должность начальника управления, абсолютно новое для меня направление, в котором я проработал в течение 5 лет. Это было очень интересно, я получил колоссальный опыт под началом Магомеда Минцаева. Можно сказать, что он был моим вторым руководителем.

Все время меня сопровождает наставничество. Меня направляют, а я выполняю. Я даже не считаю, что нынешнее положение – мое личное достижение. Это правильно организованная система наставничества.

– А как найти своего наставника?

– Он сам тебя найдет. Необходимо проявлять себя, делать что-то новое, в отличие от многих. Или делать то же, что и другие, но более качественно. И тогда вас заметят. Так получилось, что я помогал однокурсникам с курсовыми, а так как мне постоянно нужно было что-то уточнить, я докучал руководителю своими вопросами, и он меня, естественно, запомнил.

– Люди, особенно молодые, часто стесняются задавать вопросы, чтобы не показаться глупыми...

– Обязательно нужно спрашивать вещи, которых не знаешь. Лучше спросить, и сделать правильно, чем не спросить и сделать что-то не так. У наставников, у взрослых больше опыта, больше знаний. У них другие взгляды на жизнь, это я теперь понимаю. В студенческие годы самой большой проблемой для меня было сдать курсовую, сейчас понимаю, что это такой пустяк, на самом деле. Проблемы у студентов будут потом, если они не используют в полной мере время, отведенное для учебы. В студенческие годы кажется, что сессия – это ужасная проблема. Но сложности, которые приходится преодолевать в этот период, готовят нас к дальнейшей жизни, учат распределять время, находить решения, налаживать отношения с людьми. На самом деле у нас очень лояльные преподаватели, которые с радостью пойдут навстречу студенту, если он прилежен в учебе. Студенты думают, что важны отметки в зачетке, а на самом деле важны те знания, которые останутся в голове после выпуска.

– Ну, сейчас Вы можете так говорить – Вы были и студентом, и преподавателем, теперь стали директором института. Вот, кстати, что вы сделали в первую очередь после своего назначения? Может, было что-то такое, о чем мечталось со студенческих лет, мол, вот стану тут главным и обязательно сделаю вот это. Было что-то такое?

– В мою преподавательскую бытность и к моменту становления деканом в студенческой жизни многое изменилось, и мне было необходимо познакомиться с нынешними реалиями, узнать, чем живут студенты сегодня. И первое, что я сделал, стал узнавать, чего не хватает студентам. Так, например, при поддержке Магомеда Минцаева, из обычной библиотеки сделали медиабиблиотеку. Мне очень хотелось создать для студентов такую среду, где бы они могли заниматься творческой и проектной деятельностью без надзорных органов в лице преподавателей, и это мне тоже удалось, опять-таки при поддержке ректора и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ЧР. Мы договорились о создании регионального центра компетенций по вопросам городской среды. Там студенты занимаются проектами по благоустройству городских территорий.

– То есть то, что сейчас происходит в Грозном, это отчасти дело рук ваших студентов?

– Да. Они выигрывают гранты, за счет которых выполняются некоторые элементы городского дизайна. В общем, закипела интересная деятельность студенческая, они встречаются в проектном центре, выполняют даже задания руководства региона.

– И уже чувствуют некоторую самостоятельность и востребованность...

– Да, у них уже есть свои заказы. Например, мы выполнили проект на конкурс «Малые города: исторические поселения», Урус-Мартан выиграл большой грант, помните? Это была работа нашего студента. Мы выполняем работы по благоустройству территорий в Надтеречном, Наурском, Шалинском и Сунженском районах и в г. Аргун.

– И все сами!

– Я их руководитель...

– Но они-то наверняка считают, что самостоятельные.

– А так и задумано. Я тоже в их возрасте думал, что сам. Но в этом и заключается суть наставничества. В общем, первой моей целью было обустроит студенческую среду. Сейчас у нас во всех аудиториях Wi-Fi, компьютеры для преподавателей, интерактивные доски, к сентябрю везде будут проекторы.

– Вот, кстати, о преподавателях. Среди ваших подчиненных достаточно много кандидатов и докторов наук, с большим стажем работы. Какого Вам быть их начальником?

– Мне повезло – у меня замечательный коллектив. Я знаю их с 2002 года, с момента поступления, они для меня как семья. Они были моими преподавателями, потом коллегами. У нас очень дружный коллектив, состоящий из высококвалифицированных преподавателей. Это один из самых «остепененных» факультетов. В целом мы как одна большая семья. И это касается не только преподавателей, но и студентов. И у меня, и у моих коллег отношение к ним не только как к детям. Они мои коллеги.

– Хорошо, на работе у вас большая семья. А дома? Не возникает проблем в отношениях с близкими?

– Я бы не сказал, что я чем-то жертвую. Конечно, график работы у меня не нормированный, иногда приходится задерживаться допоздна, иногда – работать над проектами дома. Но все равно стараюсь уделять время семье, детям. И там, и здесь надо успевать.

– Вы в таком молодом возрасте очень много достигли. Не появилось ощущения, что все уже сделано, или есть еще какая-то большая цель, дойдя до которой можно будет сказать, что все достигнуто?

– Нет, конечно, сделано еще далеко не все. Всем нам нужно стремиться к совершенству, мы ведь отвечаем за все перед Всевышним. Надо стремиться к Его довольству. Если следовать этому, остальное все приложится. Мы отвечаем за очень важный сектор, как в республике, так и в мире – это сектор образования. Мы отвечаем за будущее Чеченской Республики. Наша задача – подготовить специалистов, передать им опыт наших наставников. Главная цель преподавателей – передавать знания из поколения в поколение. И пока есть силы, мы будем их передавать.

– Задача – глобальная. Не возникает мыслей, что слишком уж тяжела эта ноша?

– Бывают отдельные моменты, когда слишком много работы. Например, берешься за какой-то проект, а потом думаешь, что надо было отказаться. Но раз уж взялся, надо доводить до конца. Но в итоге это приносит результат, и у меня еще не было такого, чтобы взявшись, я говорил себе, что больше за такой проект не возьмусь.

Сейчас мой основной проект – повышение уровня образования в институте. Строительный факультет всегда был в числе сильнейших, но моя задача – сделать его еще лучше, возможно, даже вывести его на мировой уровень, почему бы и нет?

– Ну и напоследок, есть у вас формула успеха? Какие условия надо соблюдать, чтобы достичь высот?

– На мой взгляд, нужно, в первую очередь, верить во Всевышнего и стремится к Его довольству, а это возможно, когда ты делаешь благие дела. Второе необходимое условие заключается в том, что надо каждый день учиться, расти и набираться опыта. И третье – это быть целеустремленным, выполнять свои обещания.

– Спасибо вам большое за интересную беседу! Желаем Вам и Вашим студентам достичь намеченных целей!

 

Беседовала

Марьям ХАДЫСОВА

http://msmena.ru/home/education/5751-nastavnik-moj-kompas-zemnoj
Интервью опубликовано на страницах газеты "Молодежная смена" №14 от 17 июля 2019 года